Сказки русских писателей для детей 3-4 лет

Литературные сказки для детей младшей группы

Л. Н. Толстой «Три медведя»

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Ми- шуткина похлёбка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой, Михайлы Иваныча, другой поменьше, Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась, так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иванычева, другая, средняя — Настасьи Петровнина, а третья, маленькая — Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: «КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ!»

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко: «КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ!»

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом: «КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЁ ВЫХЛЕБАЛ!»

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом: «КТО СИДЕЛ НА МОЁМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА!»

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко: «КТО СИДЕЛ НА МОЁМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА!»

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал: «КТО СИДЕЛ НА МОЁМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО!»

Медведи пришли в другую горницу. «КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЁ!» - заревел Михайло Иваныч страшным голосом. «КТО ЛОЖИЛСЯ

В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЁ!» — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом: «КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ!»

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут: «Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Айяяй! Держи!»

Он хотел её укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.

Вопросы по сказке

• Расскажи, как девочка попала в домик к медведям.

• Как звали медведей?

• Расскажи, какой был Михайло Иваныч. Сам он... (большой, неуклюжий). Голос... (громкий, грубый). Идёт-бредёт... (ТОП-ТОП-ТОП).

• Какая Настасья Петровна? Сама она... (поменьше). Голос у неё... (потоньше). Идёт-ступает... (ТОП-ТОП-ТОП).

• Какой Мишутка? Сам... (маленький). Голосок... (тоненький, писклявый). Не идёт, а бежит... (ТОП-ТОП-ТОП-ТОП).

• Расскажи, что делала девочка в избушке у медведей. Какая похлёбка показалась ей самой вкусной? Чей стул ей понравился больше всех? Какая кровать ей пришлась впору?

• Расскажи, что сказали медведи о стульях, о своих мисках, о своих кроватях. Попробуй сказать так, как говорил Михайло Иванович, потом — как Настасья Петровна, потом — как Мишутка.

А. М. Ремизов «Пальцы»

Жили-были пять пальцев — те самые, которых всякий на руке у себя знает: большой, указательный, средний, безымянный — все четверо большие, а пятый мизинец — маленький.

Проголодались как-то пальцы.

Большой говорит:

— Давайте-ка, братцы, съедим что-нибудь, больно уж морит.

А другой говорит:

— Да что же мы есть будем?

— А взломаем у матери ящик, наедимся сладких пирожных, — говорит безымянный.

— Наесться-то мы наедимся, — заперечил четвёртый, — да этот маленький всё матери скажет.

— Если скажу, — поклялся мизинец, — так пусть же я не вырасту больше.

Вот взломали пальцы ящик, наелись досыта сладких пирожных, их и разморило.

Пришла домой мать, видит: слипшись, спят пальцы, один не спит — мизинец. Он ей всё и рассказал.

А за то и остался навеки маленький — мизинец, а те четверо с тех пор ничего не едят, да с голодухи голодные за всё хватаются.

Вопросы по сказке

• Понравилась тебе сказка? Как ты думаешь, она смешная или грустная?

• О ком эта сказка? Что однажды решили сделать пальцы? Почему они взломали у матери ящик, где были пирожные?

• Они правильно поступили или можно было сделать по- другому?

• Как в сказке говорится, почему мизинец остался маленьким? А как были наказаны остальные пальцы?

К. Д. Ушинский «Ветер и Солнце»

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. «Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ». Сказал — и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уже Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. «Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом».

Вопросы по сказке

• О ком эта сказка?

• Какой спор решили затеять Ветер и Солнце?

• Как Ветер проверял свою силу на путешественнике? Что он делал? Какими словами в сказке называется Ветер?

• Испугался путешественник силы свирепого Ветра? Смог ли Ветер сорвать плащ с путешественника?

• Что случилось дальше? Кто победил в споре: Ветер или Солнце? Кто из них тебе понравился больше? Нарисуй, какими ты представляешь Ветер и Солнце.

• Какие слова в сказке самые главные? Ты согласен, что лаской и добротой можно сделать больше, чем гневом?

С. Маршак «Тихая сказка»

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый ёж

И его ежиха.

 

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них —

Очень тихий ёжик.

 

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок-ёжик.

Вдоль глухих осенних троп

Ходят тихо: топ-топ-топ.

 

Спит давно народ лесной,

Спит и зверь, и птица.

Но во тьме, в тиши ночной

Двум волкам не спится.

 

Вот идут на грабежи

Тихим шагом волки...

Услыхали их ежи,

Подняли иголки.

 

Стали круглыми, как мяч, —

Ни голов, ни ножек.

Говорят: — Головку спрячь,

Съёжься, милый ёжик!

 

Ёжик съёжился, торчком

Поднял сотню игол...

Завертелся волк волчком,

Заскулил, запрыгал.

 

Лапой — толк, зубами — щёлк,

А куснуть боится.

Отошёл, хромая, волк,

Подошла волчица.

 

Вертит ёжика она:

У него кругом спина.

Где же шея, брюхо,

Нос и оба уха?..

 

Принялась она катать

Шарик по дороге.

А ежи — отец и мать —

Колют волчьи ноги.

 

У ежихи и ежа

Иглы, как у ёлки.

Огрызаясь и дрожа,

Отступают волки.

 

Шепчут ёжику ежи:

— Ты не двигайся, лежи.

Мы волкам не верим.

Да и ты не верь им!

 

Так бы скоро не ушли

Восвояси волки,

Да послышался вдали

Выстрел из двустволки.

 

Пёс залаял и умолк...

Говорит волчице волк:

— Что-то мне неможется.

Мне бы тоже съёжиться.

Спрячу я, старуха,

Нос и хвост под брюхо!

 

А она ему в ответ:

— Брось пустые толки!

У меня с тобою нет

Ни одной иголки.

Нас лесник возьмёт живьём...

Лучше вовремя уйдём!

 

И ушли, поджав хвосты,

Волк с волчицею в кусты.

 

В дом лесной вернутся ёж,

Ёжик и ежиха,

Если сказку ты прочтёшь

Тихо,

Тихо,

Тихо...

Вопросы по сказке

• Тебе понравилась сказка? О ком она? Почему сказка называется «тихой»?

• Кого однажды ночью встретила семья ежей?

• Как защищаются ежи? Что посоветовали ёжику родители, для того чтобы спастись от волков? (Съёжиться.) Как съёжился маленький ёжик?

• На кого похожи ежи, когда они поднимут иголки и спрячут голову и ножки?

• На что похожи иголки у ёжика? Они такие же колючие, как...

• Как решили спастись от лесника волк с волчицей? Могут ли волки съёжиться, если под брюхо спрячут нос и хвост?

В. Сутеев «Кораблик»

Пошли гулять Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

— Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

— Мы не умеем плавать, — сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок.

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошёл Цыплёнок и принёс листочек.

Мышонок — ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил. А Жучок — верёвочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок верёвочкой привязали — и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел ещё посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл...

И не догонишь!

Вопросы по сказке

• Расскажи, кто однажды отправился на прогулку.

• Что предложил Лягушонок, когда все они пришли на реку?

• Что сказал Лягушонок, когда услыхал, что Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок не умеют плавать?

• Понравились ли такие слова малышам? Что они придумали сделать?

• Расскажи, как Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок смастерили кораблик.

• Скажи, ты бы хотел, чтобы у тебя был такой друг, как Лягушонок? Почему?

• А ты сможешь нарисовать кораблик, который сделали друзья?

В. Сутеев «Яблоко»

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

— Крра-крра!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко.

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело... и побежало.

Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ёжик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

— Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается:

Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул...

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

Все к нему:

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— Кто яблоко нашёл?

— Я! — сказал Заяц.

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул Ёж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...

— Но тут только одно яблоко! — сказали Ёж, Заяц и Ворона.

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

— Как же мы раньше не догадались!

Ёж взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович...

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Вопросы по сказке

• Понравилась ли тебе сказка? А кто понравился тебе больше всего?

• Расскажи, кто первый нашёл яблоко. А кто сорвал яблоко?

• Куда упало яблоко?

• Почему Заяц, Ворона и Ёж стали спорить друг с другом?

• Кто их спор рассудил? Что предложил Медведь? Справедливо ли рассудил их спор Медведь?

• Кто делил яблоко? Почему и Медведю достался кусочек?

• Как ты думаешь, почему звери посчитали, что Медведь их уму-разуму научил?

• А как бы ты разделил яблоко: на равные части или кому-нибудь дал бы большую часть?

Ю. Дмитриев «Кто без крыльев летает»

Мушонок выбрался из синего шалашика-колокольчика, расправил крылышки и только собрался пуститься в полёт, как вдруг почувствовал сильный удар в спину. Он оглянулся и увидел маленького паучка.

— Ты зачем толкаешься? — грозно спросил Мушонок.

— Я не нарочно, — сказал паучишка, — я летел и упал.

— Летел? — удивился Мушонок. — Этого не может быть! У тебя же нет крыльев!

— А я без крыльев летел, — сказал паучишка.

— Ай-ай-ай! — сказала бабочка. — Ай-ай-ай! Такой маленький, а уже научился обманывать! Разве можно без крыльев летать?

— А я летал, — упрямо повторил паучишка.

Бабочка ничего не сказала, только пошевелила усиками и повернулась к сидящей на листочке гусенице.

— Скажи, — спросила она гусеницу, — ты можешь летать?

— Нет, — сказала гусеница, — у меня же нет крыльев.

— А ты? — спросила бабочка пробегавшего мимо муравьишку.

— У меня нет крыльев. Мне некогда! Мне некогда! — прокричал на ходу муравей и убежал.

— Видишь, — повернулась бабочка к паучишке, — видишь, они честно говорят. А ты зачем-то выдумываешь...

— Но я же летел! — закричал паучишка чуть не плача.

— Хорошо, — решительно сказал Мушонок, — если ты летел — покажи, как...

— А я хотел здесь пожить...

— Ну, прилетишь обратно.

— Нет, не прилечу. Взлететь-то я могу, а где сяду — не знаю.

— Так не бывает! — в один голос воскликнули бабочка и Мушонок. В доказательство оба одновременно снялись с колокольчика, покружились над цветком и опять уселись на прежнее место.

— Видишь? — сказала бабочка.

— Тот, кто умеет взлететь, тот умеет и садиться, — добавил Мушонок.

— А я так не умею, — вздохнул паучишка.

-— Значит, ты вообще летать не умеешь.

— Ах так! — разозлился паучишка, перебрался на соседнюю травинку и стал по ней быстро подниматься вверх.

Добежал он до верхушки, остановился, и тут все увидели тоненькую ниточку, которая появилась рядом с паучишкой. Это он начал выпускать паутину. Ветер подхватил её, будто хотел вырвать, но паучишка, видимо, крепко держал свою ниточку. А она становилась всё длиннее и длиннее. Теперь уже паучишка с трудом удерживал её. Ещё немножко, и вот... И вот все сидевшие на колокольчике увидели, как ветер вырвал паутинку. Но где же тогда паучишка? На травинке его нет...

Не выдержал Мушонок и помчался вслед за паутинкой. И видит — сидит на паутинке паучишка, крепко держится за неё ножками.

Хотел Мушонок догнать паучишку, сказать ему, что они теперь верят ему, но не мог: всё выше и выше, всё дальше и дальше уносил ветер паутинку. А на ней, как на воздушном шарике, летел паучишка.

Ветер унёс его на другую полянку, там он, наверное, и остался жить. Если, конечно, никто не потребовал, чтоб он ещё раз показал, как умеет летать.

А на эту полянку прилетели другие паучки. Но их уже никто не спрашивал, как они летают без крыльев.

Вопросы по сказке

• С чего началась сказка? Как встретились Мушонок и маленький паучок?

• Почему все насекомые не поверили паучку, когда он сказал, что умеет летать?

• Что потребовали Мушонок и бабочка от паучка? Расскажи, как паучишка доказал им, что умеет летать без крыльев.

• Что стало с паучишкой, когда ветер подхватил его паутину?

• Чем закончилась сказка? Тебе жалко маленького паучка или ты гордишься тем, что он сумел доказать свою правоту?

Т. Александрова «Хрюшка и Чушка»

— На одной улице жили два поросёнка — Чушка и Хрюшка. Ножки у них одинаковые, ушки одинаковые, всё похоже — и рост и хвост. Как же их всё-таки различают? А вот как.

Выйдет Хрюшка на улицу, встретит козлёнка и обрадуется:

— Я — весёлый поросёнок! Хрю-хрю-хрю! А ты — беленький козлёнок! Давай играть!

Играли, играли, увидели телёнка:

— Я — весёлый поросенок! Хрю-хрю-хрю!

— А я — беленький козлёнок! Бе-бе-бе!

О ком эта сказка, кто её главный герой?

— А ты — жёлтенький телёнок! Давай играть!

Играли, играли, увидели жеребёнка:

— Я — весёлый поросёнок! Хрю-хрю-хрю!

— А я — беленький козлёнок! Бе-бе-бе!

— А я — жёлтенький телёнок! Му-му-му!

— А ты — быстрый жеребёнок! Давай играть!

— Иго-го! — обрадовался жеребёнок, и стали они все вместе весело играть.

А когда на улицу выходит Чушка, бывает всё по- другому. Увидит он козлёнка и давай дразниться:

— Я — чух-чух-чудесный поросёнок! А ты — чух-чух — чумазенький козлёнок!

Козлик обиделся и убежал. А Чушка увидел телёнка:

— Я — чух-чух-чудесный поросёнок! Ты —- зачух-чух- чуханный телёнок!

Телёнок рассердился, чуть не забодал Чушку. Чушка убежал и встретил жеребёнка:

— Я — чух-чух-чух-чудесный поросёнок! А ты — чух- чух-чух...

Не дослушал его жеребёнок и как лягнёт копытом! Убежал Чушка, встретил Хрюшку:

— Я чух-чух-чудо как хорош, а ты на чух-чух-чу- чело похож! Почему ж все с тобой играют, а со мной никто?

А в самом деле, ребята, почему?

Вопросы по сказке

• О ком эта сказка? Как она называется?

• Чем были похожи два поросёнка? Чем они различались?

• Расскажи, как играл Хрюшка с другими зверюшками. Им нравилось играть вместе? Почему? Какие у них были игры?

• Как Чушка разговаривал со зверюшками? Почему зверюшки на него обижались или сердились?

• Скажи, а с кем бы ты стал играть? Почему? Расскажи, какими ты представляешь этих двух поросят. (Хрюшка — добрый, ласковый, внимательный, спокойный. Чушка — сердитый, злой, хвастливый, обижающий других.)

Г. Балл «Желтячок»

В курятнике кто-то тихонько постучал: тук... тук... А потом послышалось: кряк!

Клуша Рыжуха замахала крыльями. А из разбитой яичной скорлупы выклюнулся цыплёнок, первый цыплёнок. Можно про него сказать — Желтячок. Потому что он был кругом жёлтый.

Цыплёнок затряс головой и сказал:

— Пин... пин... пи.

А в это время из-за леса выглянуло солнышко. И по земле побежал солнечный лучик. Искупался в холодной речке, прокатился по крыше дома и заглянул в окошко. Желтячок зажмурился и притаился. Вдруг закудахтала клуша Рыжуха, залаял пёс Шустрый, громко замычала корова:

— Му-у! Пора на волю!

А цыплёнок подумал: «Сколько света и шума. Это всё я сделал?! Пин! Это всё я! Это я! Я!»

Нет, не надо смеяться над Желтячком. Ведь это было самое первое утро в его жизни. А как хорошо, как чудесно увидеть мир рано утром! Как хорошо жить на земле!

Вопросы по сказке

• Где вылупился из скорлупы цыплёнок? Кто была его мама?

• Какое имя дал автор цыплёнку? Почему?

• Какие первые слова произнёс цыплёнок?

• Что произошло в это время? А какое это было время суток: утро, день или вечер? Почему ты так думаешь?

• Что подумал цыплёнок, когда увидел свет и услышал шум?

• Тебе понравился Желтячок? Он смешной и забавный или глупый? Нарисуй его.

В. Орлов «Все вместе, все на месте»

Однажды у большой Гусыни появились маленькие гусята. Выстроила мама своих детей в один ряд и радостно сказала:

— Все вместе, все на месте!

Повела она гусят на речку: впереди сама идёт, а за ней друг за дружкой гусята шлёпают.

Пришли они на речку — сразу в воду — бултых! Плавают, ныряют, пищат.

— Га-га-га! — сказала мама. — Всем на берег, строиться и домой!

Вышли гусята на берег, отряхнулись и построились.

— Молодцы! — сказала Гусыня. — Все вместе, все на месте.

— А ты откуда знаешь, что все на месте? — спросила соседняя Квочка. — Я своих детей никак сосчитать не могу.

— Сосчитать очень легко, — ответила Гусыня, — их у меня ровно столько, сколько букв стоит друг за дружкой в слове Г-У-С-Ь-К-О-М.

Г. Остер «Середина сосиски»

— Приятного аппетита! — сказал котёнок Гав собаке, которая грызла кость.

— Рррр! — зарычала в ответ собака.

— Приятного аппетита! — сказал котёнок чёрному коту.

Кот проглотил рыбу и ответил:

— Спасибо.

— Это у тебя что? — спросил котёнок щенка.

— Сосиска! — ответил щенок. — А ты тоже идёшь обедать?

— Нет, — вздохнул котёнок, — я не могу обедать, потому что я ещё не завтракал.

— Давай съедим мою сосиску вместе! — предложил щенок. — Ты ешь с одной стороны, а я с другой. А там, где мы встретимся, будет середина.

— Что-то мы очень быстро встретились, — сказал щенок котёнку. — Ты уверен, что середина сосиски в этом месте?

— Теперь уже не важно! — сказал котёнок. — Всё равно у сосиски никаких других мест не осталось.

Вопросы по сказке

• Как котёнок предложил поделить сосиску? Почему щенок с ним не согласился?

Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета»

Щенок пришёл к котёнку на чердак и принёс котлету.

— Посмотри, чтоб никто не утащил мою котлету, — попросил щенок. — Я немножко поиграю во дворе, а потом приду и съем её.

— Ладно, — согласился котёнок Гав.

Котёнок остался сторожить котлету. На всякий случай он накрыл котлету коробкой из-под торта.

И тут прилетела муха. Пришлось её прогнать.

Кот, который отдыхал на крыше, вдруг почуял очень знакомый и вкусный запах.

— Так вот откуда пахнет котлетами...—сказал кот и просунул в щель когтистую лапу.

«Ой! — подумал котёнок Гав. — Котлету надо спасать...»

— Где моя котлета? — спросил щенок.

— Я её спрятал! — сказал котёнок Гав.

— А её никто не найдёт?

— Не волнуйся! — уверенно сказал Гав. — Я её очень хорошо спрятал. Я её съел.

Вопросы по сказке

• Тебе понравилась эта сказка? Она смешная или грустная? О ком в ней рассказывается?

• Куда щенок принёс свою котлету? О чём он попросил котёнка?

• Где спрятал котёнок котлету щенка? Как ты думаешь, это надёжное место, ведь в животе у котёнка никто не сможет найти котлету?

• Обрадовался ли щенок, узнав, что котлета спрятана в животе у котёнка? Почему?

• Как ты думаешь, котёнок специально хотел огорчить щенка или у него так случайно получилось? Какой был этот котёнок: злой и жадный или маленький и глупенький?

С. Козлов «Дружба»

Однажды утром Медвежонок проснулся и подумал: «В лесу много зайцев, а мой друг Заяц — один. Надо его как-нибудь назвать!»

И стал придумывать своему другу имя.

«Если я назову его ХВОСТИК, — думал Медвежонок, — то это будет не по правилам, потому что у меня тоже есть хвостик... Если я назову его УСАТИК, это тоже будет нехорошо — потому что и у других зайцев есть усы... Надо назвать его так, чтобы все-все сразу знали, что это — мой друг».

И Медвежонок придумал.

— Я назову его ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА! — прошептал он. — И тогда всем-всем будет понятно.

И он соскочил с постели и заплясал.

— ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА! ЗАЯЦДРУГМЕДВЕЖОНКА! — пел Медвежонок. — Ни у кого нет такого длинного и красивого имени!..

И тут появился Заяц.

Он переступил порог, подошёл к Медвежонку. Погладил его лапой и тихо сказал:

— Как тебе спалось, МЕДВЕЖОНОККОТОРЫЙДРУЖИТСЗАЙЦЕМ?

— Что?.. — переспросил Медвежонок.

— Это теперь твоё новое имя! — сказал Заяц. — Я всю ночь думал: как бы тебя назвать? И наконец придумал: MEДВЕЖОНОККОТОРЫЙДРУЖИТСЗАЙЦЕМ!

Вопросы по сказке

• Как ты считаешь: друг должен быть таким же, как все остальные, или каким-то особенным?

• Кто главные герои в этой сказке?

• Зачем Медвежонок захотел придумать своему другу имя? Почему ему не понравились имена ХВОСТИК и УСАТИК?

• Какое имя придумал Медвежонок для Зайца? Почему он так радовался?

• Чему удивился Медвежонок, когда пришёл его друг? Как назвал Заяц своего друга?

• Как ты считаешь, Медвежонок и Заяц — настоящие друзья? Почему?

С. Козлов «Такое дерево»

Раньше всех в лесу просыпались птицы. Они пели, раскачиваясь на ветках, а Медвежонку казалось, будто это сами деревья машут ветвями и поют.

— Я тоже буду деревом! — сказал сам себе Медвежонок.

И вышел однажды на рассвете на полянку и стал махать всеми четырьмя лапами и петь.

— Что это ты делаешь, Медвежонок? — спросила у него Белка.

— А ты разве не видишь? — обиделся Медвежонок. — Раскачиваю ветвями и пою

— Ты разве дерево? — удивилась Белка.

Как называется сказка? Что такое дружба?

— Конечно! А что же ещё?

— А почему ты бегаешь по всей поляне? Разве ты когда-нибудь видел, чтобы деревья бегали?

— Это смотря какое дерево... — сказал Медвежонок, разглядывая свои мохнатые лапы. —А дерево с такими лапами, как у меня, вполне может бегать.

— А кувыркаться такое дерево тоже может?

— И кувыркаться! — сказал Медвежонок. И перекувырнулся через голову.

— И потом, если ты не веришь, ты можешь побегать по мне, Белка, и увидишь, какое я хорошее дерево!

— А где твои птицы? — спросила Белка.

— Это какие ещё птицы?..

— Ну, на каждом дереве живут свои птицы!.. Медвежонок перестал махать лапами и задумался:

«Птицы!.. А где же я возьму птиц?»

— Белка, — сказал он, — найди для меня, пожалуйста, немного птиц.

— Это какая же птица согласится жить на Медвежонке? — сказала Белка.

— А ты не говори им, что я Медвежонок. Скажи им, что я такое дерево...

— Попробую, — пообещала Белка.

И обратилась к Зяблику.

— Зяблик! — сказала она. — У меня есть одно знакомое дерево... Оно умеет бегать и кувыркаться через голову. Не согласитесь ли вы немножко пожить на нём?

— С удовольствием! — сказал Зяблик. — Я ещё никогда не жил на таком дереве.

— Медвежонок! — позвала Белка. — Иди сюда и перестань махать лапами. Вот Зяблик согласен немного пожить на тебе!

Медвежонок подбежал к краю поляны, зажмурился, а Зяблик сел ему на плечо.

«Теперь я настоящее дерево!» — подумал Медвежонок и перекувырнулся через голову.

— У-лю-лю-лю-лю! — запел Зяблик.

— У-лю-лю-лю-лю! — запел Медвежонок и замахал лапами.

Вопросы по сказке

• Тебе понравилась эта сказка? О чём она?

• Расскажи, как Медвежонок решил стать деревом. Что он для этого сделал?

• Почему Белка не поверила, что Медвежонок — это дерево? Кто, по её мнению, непременно должен был жить на дереве?

• Что сказала Белка Зяблику, когда попросила его пожить на странном дереве? Почему Зяблик согласился?

• Почему все они веселились в конце сказки?

• Тебе понравилось, что Медвежонок решил стать деревом, или ты смеёшься над ним? Расскажи, какой медвежонок. Он похож на обычного медвежонка или он не такой, как все? Умеет ли он видеть мир не так, как другие? А это хорошо или плохо?

• Кто тебе понравился больше в этой сказке? Почему?

Г. Цыферов «Про друзей»

Друзей у цыплёнка было мало. Всего один. Это потому, что он искал друзей по цвету. Если жёлтый — значит, друг. Если серый — нет. Если бурый — тоже нет. Шёл как-то цыплёнок по зелёной дорожке, увидел жёлтую ниточку и пошёл, и пошёл по ней. Шёл, шёл и увидел жёлтую гусеницу.

— Здравствуй, жёлтая, — сказал цыплёнок, — это ты, наверное, мой жёлтый дружок?

— Да, — проворчала гусеница, — наверное.

— А что ты тут делаешь? — с интересом спросил цыплёнок.

— Не видишь разве? Тяну жёлтый телефон.

— А зачем?

— Не догадываешься? Голубой колокольчик, что живёт в лесу, и синий колокольчик, что живёт на лугу, решили сегодня позвонить друг другу.

— А зачем? — спросил цыплёнок.

— Наверное, чтобы узнать о погоде. Ведь в дождь они закрываются.

— И я тоже, — сказал цыплёнок и спрятал голову. И тем очень удивил гусеницу.

Она очень долго не могла понять, кто же это — цветок или птица?

— Наверное, цветок, — решила гусеница и подружилась с цыплёнком. Ведь гусеницы боятся птиц.

Вопросы к сказке

• Расскажи, о ком эта сказка.

• Как цыплёнок искал друзей? Сколько у него было друзей?

• Гусеница была хорошим другом для цыплёнка? Как должны разговаривать друзья между собой? А как говорит гусеница с цыплёнком?

• Расскажи, как звонили друг другу голубой и синий колокольчик. Что они желали друг другу?

• Как ты думаешь, голубой и синий колокольчик — хорошие друзья? Почему ты так думаешь?

• Тебе понравился этот цыплёнок? Какой он был? (Маленький, смешной, глупенький, весёлый.)

Г. Цыферов «Что делали два жёлтых друга»

Что делают все маленькие? Играли. Плясали. Выдували пузыри. Шлёпались в лужу.

А ещё грустили. А ещё иногда плакали.

Г. Цыферов «Почему они смеялись»

В среду решили они играть в прятки. Утром решили, в обед считались:

— Раз-два-три-четыре-пять! Кто играет — тот бежать!

Убежал цыплёнок и спрятался под крылечко. Уползла гусеница и спряталась под листочек. Ждут, кто кого найдёт. Час ждали — никто никого не нашёл. Два ждали — никто никого не нашёл...

Наконец вечером нашли их мамы и отчитали:

— Разве это прятки? Прятки — это когда кто-нибудь от кого-нибудь прячется. Кто-то кого-то ищет. А когда все прячутся, это не прятки! Это что-то другое.

В это время загремел гром. И все спрятались.

Вопросы по сказке

• Что делали два жёлтых друга? Во что они играли? Они правильно играли в прятки? Расскажи, что у них получилось.

• Кто их нашёл вечером? Что им сказали мамы? Как нужно было правильно играть?

• Как закончилась сказка?

• Придумай своё продолжение сказки. Например, что случилось с двумя друзьями после того, как все спрятались?

• Скажи, когда все прячутся от дождя — это тоже игра в прятки?

Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек»

Одного ослика уволили из цирка. Стал стар. Но чтобы не скучать, решил ослик опять быть маленьким и потому пошёл к игрушечнику.

А игрушечник сказал:

— Есть у меня только пушистый длинный хвост. Но подойдёт ли он тебе?

— А всё равно, — улыбнулся ослик, — лишь бы было весело.

Он привязал к своему хвостику ещё и пушистый хвостик. Стал им махать и любоваться. Увидел это заяц и очень удивился.

— Что с тобой?

Стыдно стало ослику, что он любуется своим хвостом, и потому он сказал:

— Я... я гоню вон те облака.

-— Да, и в самом деле, — отвечал заяц. — А я всё думаю, почему это облака плывут, не сами же по себе?

— Конечно нет, — улыбнулся ослик и вновь взмахнул хвостом.

Так он махал хвостом. А заяц... заяц разносил по лесу весть об удивительной силе старого ослика.

— Не может быть, - сказал лев и пошёл посмотреть. Посмотрел — и правда. Лежит ослик на лужайке, машет хвостом. А над ним тяжёлые облака плывут.

Вздохнул лев и даже сморщился. И все, все в лесу сморщились, узнав про это. Лишь подымет ослик хвост, а звери уже в кусты прячутся. Вначале ослик очень удивлялся. А потом решил: «Ну что же, пожалуй, опять в цирк можно».

И уже на другой день на всех заборах, на всех стенках, на всех столбах появились афиши: «Наихрабрейший укротитель серый ослик».

И вот началось небывалое чудо: другие дрессировщики выходили на сцену с пистолетами, саблями, пиками. Да ещё кругом обязательно стояли пожарники, держали шланги. А тут просто выходил серый ослик под тихую музыку, взмахивал хвостом, и все сразу ему подчинялись.

Но однажды случилась беда. Встретил как-то ослик маленького цыплёнка. Взмахнул хвостом. А цыплёнок даже не вздрогнул. Ещё раз взмахнул ослик — ничего.

— Да ты что? — закричал он. — Почему ты не боишься, разве ты не знаешь, что у меня самый грозный хвост?

— Нет, — сказал цыплёнок, — вы меня простите, но я только вчера из яйца вылупился. А ваш хвост мне кажется просто прекрасным. Сейчас жара, а он несёт мне ветер. Спасибо вам.

— Пожалуйста, — ответил ослик.

Но сам приуныл. Ведь если грозные львы узнают, что его хвоста не испугался маленький цыплёнок, они просто разорвут его.

Тем временем грозные львы пришли к мудрому слону за советом. Как же так: они боятся ослика, а маленький цыплёнок нет. Быть может, это просто ослик их обманывает и совсем он не грозный?

Но умный слон сказал:

— Нет, сердитые львы, всё правильно. По-настоящему сильный всегда жалеет маленьких и слабых.

Вопросы по сказке

• Зачем старый ослик пошёл к игрушечнику?

• Понравился ослику пушистый хвост, который подарил ему игрушечник? Что он стал делать своим хвостиком?

• Что сказал ослик зайцу о своём хвосте?

• Почему все звери поверили в то, что ослик — самый сильный? Чего они испугались?

• Где ослик снова стал работать? Как укрощал зверей? Какая беда случилась однажды?

• Почему маленький цыплёнок не испугался грозного хвоста ослика?

• Какие замечательные слова сказал мудрый слон о тех, кто по-настоящему сильный?

М. Пляцковский «Какая бывает зима»

Спросили однажды у Слона:

— Какая бывает зима?

— А что это такое? — удивился Слон.

 Спросили однажды у Северного Оленя:

— Может быть, ты ответишь, какая бывает зима?

— Зима бывает очень долгая, — сказал Олень. — Она у меня на родине длится целый год. А когда год кончается, то зима начинается снова.

Спросили однажды у Красногрудого Снегиря:

— А по-твоему, какая бывает зима?

— Зима бывает трудная, — пропищал в ответ Снегирь. — Хорошо, если не позабудут насыпать хлебных крошек в кормушки. А если забудут, то где их найдёшь?

Спросили однажды у рыжей дворняжки:

— Наверное, ты знаешь, какая бывает зима?

— Бр-р-р! Холодная! — не задумываясь пролаяла Собака. — Хорошо ещё, если конура есть! В ней погреться можно.

Спросили однажды у медведя:

— А ты что думаешь, Топтыгин? Какая бывает зима?

— А чего про неё говорить-то? — пробурчал медведь. — Ведь зима бывает короткая — тянется всего одну ночь! Заснёшь в берлоге зимой, а проснёшься, — глядишь, уже — весна.

Спросили однажды у Мальчишки:

— Ну-ка, скажи ты: какая бывает зима?

— Зима бывает весёлая! — крикнул Мальчишка. — Зимой все катаются на санках, на лыжах и на коньках! А ещё — играют в снежки!

Вот какая бывает зима!

Вопросы по сказке

• Тебе понравилась сказка? В этой сказке все одинаково говорят о зиме?

• Почему Слон даже не знает, что такое зима? Где он живёт? Там бывает зима со снегом и морозами?

• Где живёт Северный Олень? Почему у него зима бывает целый год?

• Почему для Снегиря зима трудная? Может снегирь под снегом найти себе зёрнышек?

• Какой бывает зима для Собаки? Где может Собака укрыться от снега, ветра и мороза?

• Почему Медведь считает, что зима очень короткая? Что делает зимой Медведь?

• Чем так нравится зима Мальчишке? Какие весёлые игры есть зимой?

М. Пляцковский «Сосульки»

— Эй, ледяные сосульки, отчего вы плачете? — спросил любопытный Воробей, у которого было отличное весеннее настроение.

— Мы плачем от страха, — ответили сосульки.

— А чего вы боитесь?

— Ах, — вздохнули маленькие ледышки. — Ведь если мы сорвёмся с крыши, то обязательно разобьёмся...

Глупый Воробьишка почесал клювом под крылышком и посоветовал:

— Учитесь летать — тогда всё будет в порядке!

Прочирикал — и упорхнул. Легко ему давать советы.

Только разве ледяные сосульки могут научиться летать?

А если бы вправду летали и задевали друг дружку, вот звону было бы в небе! И тогда бы над крышами, над деревьями, над полями и лесами звучала бы весёлая ледяная песенка!

Вопросы по сказке

• Ты знаешь, когда сосульки на крышах начинают плакать? Почему это происходит?

• Что посоветовал сосулькам Воробей?

• Могут сосульки научиться летать, как птицы?

• Что бы было, если бы сосульки научились летать?

Рекомендуем посмотреть:

Цыферов «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»

Цыферов «Когда не хватает игрушек»

Берг Лейла «Пит и трёхколёсный велосипед»

Сказки народов разных стран для детей 3-4 лет

Сказки для детей 2-3 лет в детском саду

Нет комментариев. Ваш будет первым!