Как проверить готовность ребёнка к детскому саду

Как проверить готовность ребёнка к детскому саду

Ребёнок и детский сад

Если вы волнуетесь за своего ребёнка, определяя его в детский сад, и хотите чтобы адаптация для вашего ребёнка прошла незаметно, попробуйте ответить на следующие вопросы.

Умеет ли ваш ребенок сам раздеваться и одеваться? Пусть не полностью, но хотя бы частично? Много ли помощи ему при этом требуется? Умение самостоятельно одеваться и раздеваться дает ребенку большую свободу, уверенность в себе и такое необходимое чувство успешности. Кроме того, такой ребенок скорее всего будет получать похвалу от воспитателей. Если ваш ребенок еще не умеет одеваться сам, перед поступлением в детский сад имеет смысл начать его этому учить. Важно, чтобы такое обучение не стало «курсом подготовки к детскому саду», а было органично встроено в вашу жизнь. Конечно, тут вам понадобятся время и терпение, ведь сразу ничего не делается, но помните, что для ребенка это огромная радость — становиться самостоятельнее. Для начала можно доверить малышу самому надевать шапку (только надевать, завязывать ее намного сложнее), потом можно добавить обувь (постарайтесь купить ту, которая просто застегивается). Так постепенно, по одной вещи, ребенок научится все надевать самостоятельно. Потом важно показать, в каком порядке надо одеваться, чтобы выйти на улицу.

Только не ждите, что малыш с первого раза запомнит порядок. Для начала вы можете давать ему нужную вещь или выкладывать одежду определенным образом, чтобы порядок был очевиден. Ребенку понадобится много практики. Отведите на одевание лишние полчаса перед прогулкой. Если торопитесь, не надо просить малыша делать что-то самостоятельно, это может затянуться слишком надолго. А еще побольше похвалы, ведь дети обожают радовать родителей.

Хорошо ли ест ваш ребенок? Нужна ли ему какая-то помощь в этом? Хотите ли вы, чтобы воспитатель следил за тем, сколько ест ваш ребенок? Или вы готовы доверить малышу самому решать, что и сколько он будет есть? (Все это обязательно надо оговорить с воспитателем.) Одни дети едят хорошо, другие плохо, и вопрос в том, что с этим делать. Многие родители просят воспитателей заставлять детей есть, докармливать и т. д. Безусловно, это выбор родителей, как поступать в такой ситуации. Но мы все же выскажем свое мнение, основанное на практике кормления множества разных детей, а также на научном знании. Итак, потребность в еде является одной из базовых потребностей человека, а это значит, что маленький ребенок не может отказаться от еды. Только серьезная патология или неадекватное воспитание могут привести к нарушению питания у маленького ребенка. Так, при нормальном развитии к трем годам ребенок уже вполне способен регулировать, сколько и когда он хочет есть.

Вы можете спросить: как добиться такого замечательного эффекта? Важно помнить: чтобы малыш научился чувствовать и осознавать свой голод, кормить его нужно, когда он хочет есть. Тогда он и отказываться от еды не будет, и сможет прочувствовать цикл «голод — насыщение». Примерно до двух лет не стоит запрещать детям есть руками. Тактильный опыт нужен им так же, как вкусовой и зрительный, — так они познают мир. Позже они без проблем научатся есть, как взрослые, ложкой и вилкой. Еще важно не торопить ребенка во время еды, если вы кормите его с ложки. Лучше пусть ребенок что-то не доест, чем вы поссоритесь из-за этого. Если говорить об основном принципе, — еда должна быть в удовольствие. И, конечно, важно давать ребенку пробовать самые разные продукты, даже не слишком полезные, чтобы не делать из них запретный плод, который особенно сладок. Это не значит, что ребенка можно кормить только конфетами, но, если вы сами при нем едите конфету, можно дать малышу попробовать маленький кусочек.

И последнее, что нам бы хотелось отметить в связи с кормлением в детском саду и кормлением вообще. Есть такое понятие, как пищевое насилие. Это может стать довольно серьезной проблемой, ведь в физиологическом смысле еда — это жизнь. И, заставляя ребенка есть то, что ему не хочется, или столько, сколько ему не хочется, вы тем самым посягаете на его право жить самостоятельно.

Что делать, если у вашего ребенка есть сложности с едой?

Прежде всего, важно не делать из еды проблемы, минимально акцентировать на ней внимание, иначе это может стать своего рода игрой, направленной именно на совершение ритуальных действий и привлечение к ним внимания. А потом уже можно разбираться, почему ребенок не ест. Может быть, он не успевает проголодаться между приемами пищи? Или не ест что-то конкретное, но на первый взгляд не очевидное, например масло, которое имеется почти во всех блюдах. Если в саду ребенок ест хорошо, а дома не ест, выясните, не подкармливает ли его бабушка или папа сушками или еще чем- то, что не позволяет ему толком проголодаться? И, наконец, если ничего не помогает, начните записывать все, что ест ваш ребенок. Возможно, вы перестанете считать, что он мало ест.

Если сложности с едой появляются в саду и заканчиваются дома, важно помнить, что меню детского сада может несколько отличаться от вашего домашнего, и необходимо время, чтобы перестроиться. Там всегда есть каши, супы и вареные овощи, это нельзя изменить, но можно учесть, планируя отдать сад ребенка. Чтобы малышу было проще привыкать к новой еде, можно готовить все эти блюда дома. Да и, не отдавая ребенка в детский сад, полезно дать ему попробовать в детстве как можно больше разной еды.

Умеет ли ваш ребенок сам ходить в туалет? Нужно ли следить, чтобы он не забывал сходить в туалет?

Умение проситься на горшок легко развивается у ребенка, ведь никому не приятно ходить в мокрых штанах. Памперсы, конечно, сильно мешают этому, так как не дают ощутить последствия. Поэтому, как только вы решите приучать ребенка к горшку, имеет смысл отказаться от памперсов, по крайней мере в дневное время. Конечно, поначалу придется потерпеть некоторые неудобства, но без этого ребенок не научится регулировать процесс отправления естественных потребностей. А научившись, он приобретет больше уверенности.

Хорошо ли засыпает ваш ребенок? Что помогает ему засыпать?

Некоторым детям, чтобы заснуть, нужны любимые игрушки, другие, засыпая, сосут пальцы, третьи должны сначала как следует повертеться в кровати. Чем менее напряжен и тревожен ребенок, тем проще дается ему процесс засыпания. Тут важно помнить, что проблемы с дневным сном могут быть связаны с тем, во сколько ребенок ложится спать вечером. Детям необходим четкий, соблюдающийся все время режим сна и бодрствования. И еще не стоит пытаться вписать своего ребенка в какие-то общепринятые стандарты, может так случиться, что после 4 или 5 лет ему уже не понадобится дневной сон, и никто не определит это лучше вас. Доверяйте себе в том, что касается потребностей вашего малыша.

В детском саду иногда бывают дети, которые к 5-6 годам перестают спать днем. У нас в группе была возможность не укладывать их или не заставлять спать, а просто просить полежать тихонько, отдохнуть. Тем, кто умел читать, мы разрешали полежать с книжкой и почитать ее, но недолго! Но есть и такие дети, которые засыпают лишь тогда, когда их, например, держат за руку или стоят возле их кроватки. Конечно, воспитатель рано или поздно сам сообразит, как лучше тому или иному ребенку, но если родители, которые лучше это знают, подскажут, и воспитателю, и ребенку будет проще.

Умеет ли ваш ребенок сам находить себе занятие?

Основная задача маленького человека — исследовать окружающий мир, познавать его законы, учиться всему тому, что пригодится ему в будущем. И мудрая природа заложила в ребенка естественное стремление к экспериментированию. Чем старше становится ребенок, тем меньше ему нужен взрослый, чтобы найти себе занятие, ведь вокруг столько интересного и неизвестного. Взрослый неизменно остается гарантом безопасности и стабильности детского мира, но не источником развлечений. Ребенок может довольно далеко уходить от взрослого, оставляя его тем не менее в пределах видимости и иногда возвращаясь к нему.

Основываясь на собственном опыте и на теории монтессори-метода, мы можем с уверенностью утверждать, что правильным образом организованная среда позволяет ребенку быть очень самостоятельным и способным самому занять себя. Конечно, эта среда должна быть для него безопасна, и в ней должно быть множество вещей, соответствующих потребностям развития ребенка.

Когда малышу исполнится два года, взрослый перестает контролировать его 24 часа в сутки. Если вы не можете отойти от своего ребенка ни на минуту, стоит задуматься, почему вы это делаете и какие возможны последствия такой ситуации для ребенка и его развития. Он может вырасти тревожным, безынициативным, несамостоятельным, зависимым от вас, так и не понять, чего же он сам хочет в жизни, не научится верить в себя и полагаться на собственные силы.

И начать организовывать среду подобным образом можно уже дома. Основная идея довольно проста — все окружение ребенка долго быть ему максимально доступно и удобно, обеспечивая наибольшую возможную самостоятельность и наличие интересного дела. Хорошо, если у ребенка будет стол и стул, которые он сможет сам переставлять в нужное ему место. Бумага, карандаши, краски и прочие творческие материалы должны быть в свободном доступе, чтобы за каждой мелочью малышу не приходилось бежать к взрослому. И рядом должны быть тряпочки, губки и щеточки, с помощью которых можно убрать свое рабочее место по окончании занятия. Также доступны могут быть игры, книжки и прочие вещи, которые в данный момент интересны ребенку. Те вещи, которые вы пока не готовы ему доверить, лучше убрать подальше.

Кроме того, что окружает ваше чадо, важно еще установить правила. Так, порисовав или полепив из пластилина, он должен убрать за собой, чтобы освободить рабочее место для другого дела. Можно доверить ребенку мыть за собой чашку и тарелку после еды. Для этого понадобится маленький стул, на который малышу надо встать, чтобы достать до раковины. Руководствоваться следует идеей о том, что все, что ребенок уже умеет делать сам, он с удовольствием и пользой может делать. Например, удобно сделать детскую вешалку пониже, чтобы, одеваясь на прогулку, он мог сам достать свою куртку или шапку. И это касается любого дела, которое делаете вы вместе или малыш отдельно. Делать что-то самостоятельно для детей не обязанность, а большая радость и удовольствие. Это не только означает для них взросление и новые достижения, но и просто доставляет удовольствие от самих движений, которые они при этом совершают.

Хорошо ли он ладит с другими детьми? 

Есть ли у вашего ребенка опыт общения с другими детьми? С братьями и сестрами, с детьми друзей, на игровой площадке? Как он общается с теми, кто младше? А с теми, кто старше? Может ли ребенок делиться, менять, проигрывать, следовать правилам в игре, просить то, что хочется, а не хватать? Может ли словами объяснить, что ему не нравится, или сразу начинает драться? Разновозрастная группа детского сада — это модель общества, в которое ребенок попадет, когда немного подрастет. А общение — не талант, а просто навык, умение, которое можно приобрести. В саду этому, конечно, будет уделено отдельное внимание, но если у ребенка уже есть опыт общения, это станет ему дополнительной помощью. Полезными могут оказаться также праздники, где много детей, они формируют представление о том, что ваш ребенок не единственный в мире. В группе детей одного возраста также важно уметь общаться и договариваться с разными детьми, находить друзей, отстаивать свое мнение и т. д.

Умеет ли ваш ребенок строить отношения с другими взрослыми?

Кроме общения с детьми, в саду ребенку предстоит построить удовлетворительные отношения и с новыми взрослыми. И тут важно, может ли он спокойно послушаться взрослого и сделать так, как ему говорят? Слышит ли, когда его останавливают, или приходится делать это руками? Может ли остановить взрослого, когда ему что-то не нравится? И конечно, полезно будет иметь какой-то опыт взаимодействия с кем-то, кроме родителей. Это могут быть бабушки и дедушки, тети и дяди, друзья родителей и т. д. Не спешите сразу приходить на помощь ребенку, пусть он в повседневной жизни учится договариваться не только с вами, но и с другими взрослыми.

Может ли ребенок объяснить, чего он хочет или что его не устраивает?

Очень важным является умение ребенка сказать, что с ним происходит, объяснить, что не так, в чем нужна помощь. Помощи просить можно как у детей, так и у воспитателей. Не бояться отстаивать свою позицию и защищать свои интересы. Это умение тоже важно развивать в семье. Если вы «понимаете» ребенка с полуслова, угадываете его желания и причины его неудовольствия, ему незачем учиться об этом говорить. Так что слишком заботливые и понятливые родители — это не всегда хорошо. Будьте иногда немного «туповаты», просите ребенка объяснить, не понимайте намеков, чтобы он учился выражать свое желание прямо, а не через манипуляцию.

Как вы сами ходили в детский сад? Что вам там нравилось, а что нет?

Если в детстве что-то не нравилось вам или было тяжело, узнайте, как обстоят дела с этим в выбранном вами детском саду. Это может быть связано с едой или сном, наказаниями или конфликтами. Это важно, так как собственный опыт сильно влияет на восприятие вами ситуации, в которой окажется ваш ребенок, а ваши эмоции, страхи и недоверие легко могут передаться малышу. И тогда опыт вашего чада изначально может оказаться негативным. Нужно дать ему возможность воспринять новый опыт непредвзято, да и вам хорошо бы увидеть ситуацию в реальном свете, а не сквозь призму своих детских переживаний и разочарований.

Как соотносится жизнь ребенка в саду и дома?

Это то, что можно и нужно узнать у администрации и воспитателей. Несмотря на то что руководство пытается организовать жизнь детского сада максимально удобно для детей и родителей, даже частные сады не могут избежать соблюдения определенных стандартов и норм, таких как нормы питания, санитарные нормы, нормы, связанные с режимом дня, нормы допустимого времени занятий. Ребенку проще адаптироваться, если правила будут примерно одинаковыми дома и в детском саду. Также полезно соблюдать режим, чтобы у малыша не было сложностей со сном в саду и дома. Если в саду поощряется самостоятельность, дома тоже надо давать ребенку определенное пространство и зону его ответственности. Чем ближе будут принципы организации жизни дома и в саду, тем проще дастся ребенку переход.

Важно соотнести то, что вы знаете о своем ребенке и его поведении дома, с тем, что вам известно о детском саде, в который он пойдет. Может случиться, что, ответив на эти вопросы, вы поймете, что знаете уже достаточно много, чтобы меньше волноваться, или найдете уязвимые места и сможете уделить им больше внимания при посещении сада и разговоре с воспитателями.

Рекомендуем посмотреть:

Адаптация ребёнка в детском саду

Как подготовить ребенка к детскому саду

Советы молодым родителям, которые помогут сэкономить вам время

Когда лучше всего отдавать ребёнка в детский сад

Адаптация ребёнка в детском саду. Консультация для родителей

Нет комментариев. Ваш будет первым!