Чем занять ребенка в дороге на машине

Чем занять ребенка в дороге на машине

Чем занять детей в дороге

Непременно продумайте, чем вы станете развлекать юного путешественника, когда прогулки по вагону и глядение в окно автомобиля ему уже порядком наскучат. Основная помощь ребенку в дороге — это структурирование пространства и времени.

Извлеките из ситуации максимум пользы: дайте ему лишнюю возможность убедиться в том, что мир устроен любопытно и существует по своим особым законам. 3-летний малыш будет ежечасно спрашивать вас: «Когда же мы приедем?», вот и займитесь изучением вопроса о том, как день сменяет ночь, ведь про это у вас за окном крутится круглосуточное кино. Есть и книжки, которые могут оказаться в тему. Ради такого случая стоит запастись игрушечными часами со стрелками. Дополнительная история может возникнуть, если вы пересекаете границу часовых поясов, едете совсем далеко — в окне можно будет наблюдать смену климатических зон. Обратите внимание чада на то, как стремительно редеет березовый лесок, уступая место пирамидальным тополям или низкой северной растительности.

Отдельное развлечение в поезде — убедиться в том, что солнце, в отличие от близлежащего леска, следует за путешественниками не отставая. Четырехлетка, вдохновленный тем, что земля круглая, с удовольствием выслушает рассказ на тему «Животный мир в разных уголках земного шара». Опять же припасите книжки из серии «Зоопарк» или соответствующий том детской энциклопедии. Когда ребенок устал от контакта с вами, предложите ему рассказать все увиденное и услышанное любимой кукле. Товарищам постарше непременно захватите ручку и персональный органайзер — пусть делают «непутевые заметки».

Малышей прекрасно отвлекают книжки, если их рассматривание сопровождать увлекательным повествованием. Купите десяток новых специально в поездку, «до кучи» прихватите пачку старых журналов — на растерзание. Кроме того, дети обожают рисовать. Ребенку после года понравится графический магнитный планшет. Для трехлетки запасайте фломастеры, карандаши и мелки. У вас также должен быть альбом или много писчей бумаги. Прихватите книжки-раскраски. Убейте двух зайцев — купите карапузику книжки для развития мелкой моторики: картинки в них предназначены для раскрашивания штриховкой, которая должна ложиться в определенном направлении. Придутся кстати любимые малышами книжки-липучки или побольше мелких наклеек. Стены купе (да и салон авто) станут после вашей поездки гораздо веселее! В поезде для разминки можно бегать по проходу, возить по нему любимый грузовичок, ходить в гости к другим детям, на худой конец немного похлопать дверьми. Бесперспективное для нас занятие сравнивать пейзаж в разных окнах одного и того же вагона поезда малышу может показаться восхитительным!

Товарищам вдумчивым, увлекающимся интеллектуальными играми, подойдут рамки-вкладыши, конструкторы с большим количеством деталей (типа «большой сортировщик»), коврики-трансформеры и разнообразное лото. Существуют также наборы игрушечных инструментов специально для мальчиков. Чтобы занять малыша надолго, минимум половина всех «прибамбасов» должна быть новой, другую должны составлять игрушки, заблаговременно спрятанные месяца на два. Выдавайте их по очереди, только когда карапуз окончательно наигрался тем, что у него есть. Надоевшее убирайте с глаз долой. Для маленьких детей припасите «кризисную» игрушку: скорее всего, это что-то вроде электрического пианино или такого же «зоопарка», где каждая зверушка подает голос при нажатии на кнопку. Пригодятся музыкальный молоток и игрушки-пищалки. Извлекайте «палочку-выручалочку» только тогда, когда момент станет критическим. Будет прекрасно, если она вам вообще не понадобится: у вас впереди еще обратный путь. Если в поезде выкуплено все купе или у вас билет в СВ, можете воспользоваться магнитофоном и кассетами с детскими песенками и сказками.

Забавы в дороге

Детей, еще не умеющих читать, можно занять изображениями на рекламных стендах. Обратите внимание ребенка на эти «картины», когда проезжаете мимо, и попросите назвать товар, изображенный на них. Некоторые дети любят напевать рекламные песенки из телереклам. Поговорите о том, какими из рекламируемых товаров пользовался ваш ребенок на этой неделе, а какими вся семья. Не забудьте про хлеб, хотя его и не рекламируют.

Дети, которые учат буквы, могут находить их в надписях, мимо которых вы проезжаете. Более старших детей можно занять таким упражнением: кто быстрее назовет все буквы алфавита. А если ребенок начнет читать рекламные надписи, у него появится прекрасная возможность продемонстрировать знание букв, звуков и слов.

Сложные слова

Слова — это щедрый дар детям. Чем богаче их словарный запас, тем скорее они научатся воспринимать сложные мысли и чувства. Ограниченное пространство машины может быть удобным местом для игры в слова. Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас ребенка, заключается в поиске сложных слов. По пути следования вы непременно встретите бензоколонку, автомашину, молокозавод. Может быть, вы увидите вертолет, самолет, спортплощадку, пароход, самосвал, водопад, автовокзал, аэропорт. При этом можно поговорить о том, как из двух слов образуется одно сложное. Может быть, вы проедете мимо автостоянки, телебашни, небоскреба. Выглянув из окна, обратите внимание детей на телефонную будку, грузовой фургон, а на перекрестке, притормозив, на вереницу машин. Затем вместе с детьми назовите их: телефон-автомат, грузовик, автоколонна.

Кроме сложных слов существуют устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет. Например, телефонная будка, многоквартирный дом, пешеходная дорожка, милицейский пост, рекламная тумба. Постарайтесь объяснить ребенку, что для обозначения этих понятий необходимо именно одновременное употребление двух слов, нельзя, к примеру, сказать только «телефонная», потому что это могут быть и станция, и трубка, и служба, если же оставить только слово «будка», то можно подумать и о собачьей. Пусть ребенок сам постарается поиграть словами, дополняя по очереди первую и вторую части подходящими значениями.

Для младших детей упражнение может быть попроще: попробуйте произносить слова по слогам, при этом делайте ударение на каждом слоге. Пусть ребенок повторяет за вами, а затем вместе посчитайте количество слогов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше слогов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.

Вспомните какой-нибудь случай

Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую тетю, праздновали день рождения или ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и делали. Ваш ребенок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети Светы, я играл вместе с Ксюшей и Машей в поезд». Вы добавляете: «А тетя Света приготовила вкусный пирог», и еще ваш ребенок вспомнит: «А ты пролила сироп на свою блузку».

Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить. После этого выберите другое событие.

Что делать, когда плохое настроение

Если ваш ребенок хочет рассказать о каком-то неприятном случае, выслушайте его до конца, а потом спросите, как ему следовало поступить, чтобы не случилось этой неприятности.

Вспоминайте события, которые произошли совсем недавно. Не стоит углубляться в далекое прошлое, за исключением, конечно, какого-то особого случая. Не корите ребенка за то, что он забыл моменты, которые вам кажутся важными. Будьте уверены — когда-ни- будь он четко будет помнить то, о чем вы совершенно позабыли.

Угадай мою песню

Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую, если не узнает — продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.

Что я вижу?

Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких как крепление на телефонных столбах, машина с вмятиной, стоящая на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы: «Давай посчитаем, сколько детей в группе?», «Здесь больше старых или молодых людей?», «Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются?», «Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?»

Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: «Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?», «Почему высокие дома строить выгоднее?», «Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?»

Совет путешественника

Неплохо было бы держать в багажнике еще и пластмассовый поднос. Он может пригодиться в том случае, если вашего ребенка осенит что-нибудь написать или нарисовать — поднос может послужить хорошим столом для рисования.

Если ваш ребенок усидчив и любит старательно выводить детали на рисунке, расспросите его о каждой из них: «Есть ли там деревья у дома? Есть ли на небе облака? Что это за люди изображены на картинке?» Однако когда у вашего ребенка иссякнет терпение или он попросту непоседа, посоветуйте ему во время путешествия делать небольшие зарисовки увиденного: пусть на одном рисунке будут дома, на другом — машины, на третьем — люди, на четвертом — деревья и небо и т. д. Если же ваш ребенок фантазер, предоставьте ему возможность положиться на собственные впечатления и отразить их в рисунках.

Не забудьте!

Даже если дорога в путешествии была нелегкой и вы приедете поздно, не забудьте найти время, чтобы взглянуть на рисунки, а затем бережно отложите, сказав ребенку, что дома вы подробно их рассмотрите.

Хор в автомобиле

Если вы едете в собственной машине, то можете петь, раскачиваясь в такт мелодии. Каждый выбирает популярную песню, которую могли бы петь все вместе. Если в машине несколько человек, «хор» можно разделить на две или три группы. Автомобиль — прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или родителям познакомиться с песнями, которые поют в школе. Если вам нравятся песни из музыкальных фильмов, прослушивайте их записи и вместе учите слова, напевайте мелодии из любимых телепередач. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни.

Совет меломанам

Если у вас в машине есть магнитофон, поставьте записи детских или ваших любимых народных песен и подпевайте. Конечно, можно обойтись и своими силами, а еще интереснее будет, если вы возьмете в машину пустую кассету и запишите ваше хоровое семейное исполнение.

Говори, как я

Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же в разной манере. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков. Попробуйте так: повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом, затем измените манеру речи: говорите очень быстро или медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится играть в слова, изменяя голос, так они познают мир слов и язык. Например, простым изменением интонации детский стишок «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь...» можно читать как лирическое стихотворение или как страшную историю, или политическое воззвание. Попробуйте декламировать с французским прононсом или грассировать по-немецки, или отрывочными слогами подобно китайцам, или же, меняя «е» на «э», как южане.

Подбери мелодию

Попробуйте использовать любимые мелодии для ваших семейных песен. Если вы, например, едете к тете Ане, у которой есть толстая пушистая кошка по кличке Маруся, можно позаимствовать мелодию из песни «В лесу родилась елочка» со словами:

А у Маруси-кошечки

Полоски хороши,

Живут в полосках блошечки,

Чеши ее, чеши!

Возьмите любую песню и меняйте слова так, чтобы получилась ваша собственная песня. Наверное, некоторые из них вам покажутся забавными и станут любимыми в вашей семье. Наиболее удачные запишите на магнитофон, чтобы не забыть.

Эхо

Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т. д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.

Бабушкин сундук

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел...» — и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь или выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел...» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. Следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Разновидность этой игры — «Дедушкин рассказ». Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту, например: «Когда Джейн пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку», следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».

У кого лучше память

Придумайте сами упражнение для тренировки памяти, где последовательно перечисляются предметы и при каждом повторении добавляется новый. Призовите на помощь свою фантазию, например: «Я попал в странный зоопарк, где увидел крошечного красного слона, змею, одетую в ночные шлепанцы, коротышку- жирафа».

Угадай, что это

Может быть, и вы играли в эту простую игру со своими родителями, а они со своими. Задумайте какой-нибудь предмет и попросите ребенка угадать, что это такое. Предложите ему одну подсказку. Если он не отгадает, подскажите еще раз. Продолжайте помогать ему до тех пор, пока он не назовет вещь правильно. Чтобы облегчить задачу, можно описывать признаки предмета и то, как его используют. Например, если вы выбрали для загадки руль автомобиля, первой подсказкой может быть: «Это что-то круглое», затем: «Оно помогает направить машину в нужном направлении», третья подсказка: «К нему прикасается водитель», «Мне нужно держать его, когда я веду машину». Сначала ваши описания должны быть простыми и конкретными для того, чтобы ребенок мог легко угадать предмет. Когда он приобретет опыт в этой игре, предмет можно описывать более завуалированно и давать детальные описания только по необходимости.

Счет в дороге

Если вашему ребенку не терпится поскорее доехать, пусть он считает какие-нибудь предметы по пути следования. Можно подсчитать, сколько встретится светофоров с красным светом, сколько перекрестков находится на расстоянии от дома до дерева или от школы до Универсама. Предложите ему такую игру: кто досчитает до большего числа пока вы проедете от одного светофора к другому или сколько песен вы сможете пропеть до следующего поста ГАИ.

В городе

Иногда вам приходится ехать по оживленной автомагистрали, что требует спокойствия и полной концентрации внимания. Чтобы занять на это время ребенка, возьмите с собой песочные часы на 2—3 минуты. Если движение на дороге интенсивное или вы утомлены, дайте ребенку эти часы и попросите его сидеть тихо, пока песок пересыпается вниз. Если необходимо, пусть он перевернет их и подождет, пока песок пересыплется снова.

Диск со сказкой

Поездка в машине предоставляет счастливую возможность общения с ребенком, однако бывают моменты, когда ситуация на дороге требует всего вашего внимания. Ребенку трудно усидеть спокойно, пока вы сосредоточенно ведете машину. В такие моменты дайте ему плеер с наушниками. Пусть он слушает записи, которые вы сделали, купили или взяли в фонотеке. Но позднее обязательно найдите время, чтобы поговорить о том, что он слушал.

Пицца в машине

Если вы собираетесь пообедать или поужинать, а долгая дорога утомила вас, лишив аппетита, то, еще находясь в машине, можно его возбудить. Подумайте, что бы вы хотели съесть, скажем, ваш ребенок выбирает пиццу. Начинайте «готовить» воображаемую пиццу прямо в машине. Спросите его, что для этого надо. Если он скажет, что нужно взять тесто, поинтересуйтесь, как он собирается приготовить его. Поговорите о том, из чего делают томатную пасту, как тереть сыр и получить сушеные приправы.

Забота о меню

Если ребенку понравилось готовить в машине, доведите дело до конца и приготовьте настоящую пиццу дома, конечно, с участием вашего маленького помощника, при этом вспоминая о том, что вы обсуждали в машине.

Направления

Если ваш ребенок пытается выучить, где «право», а где «лево», помогите ему, посвятив 5 минут игре в «Направления». Заниматься этим можно только на спокойных участках дороги и, конечно, не на середине шоссе. Пусть он управляет движением вашей машины, подавая команды «вправо» и «влево». Если он, подняв левую руку, скажет вам повернуть налево, вы так и делаете. Приняв команду, вы тоже можете поднять левую руку и сказать: «Есть, машина поворачивает налево». Если он велит поворачивать направо, а в этом месте нет правого поворота, то подъезжайте к тротуару, останавливайте машину и говорите: «Команда неверная, машина не может двигаться в этом направлении». Проделав несколько упражнений, проверьте, может ли ребенок, мысленно повторив эту ситуацию, дать верную команду.

Кто увидит первым

Пусть дети придумывают свои дорожные правила. Например, если вы видите кафе, надо сказать «кофе», если вы пересекаете железную дорогу — поднять обе ноги, а если увидите собаку — залаять. Смысл в том, что каждый раз нужно верно выполнить правило. Тот, кто раньше всех наберет 10 очков, выигрывает игру. В случае, если все реагируют одновременно, каждый получает очко.

Пальцы-куклы

В час пик вы с ребенком можете оказаться в потоке быстро движущихся машин и вам необходимо внимательно следить за дорогой. Это одна из игр, которая предназначена для той нетипичной ситуации, когда ребенок хочет поговорить с вами, а вы не можете. Нарисуйте на пальцах вашего ребенка рожицы — улыбающуюся, недовольную и удивленную с открытым ртом — 3 на одной руке и 2 на другой.

Пусть ваш ребенок даст имя каждой «кукле» и познакомит их между собой. Спросите его, может ли он рассказать им сказку, спеть песенку и как-то развлечь их, пока вы будете ехать по оживленному участку дороги.

Безусловно, в пути невозможно не нарушить режим, но не волнуйтесь, он восстановится в 2 дня после прибытия в пункт назначения. Вспомните известную поговорку: «Хорошее начало — половина дела». Подготовьтесь к поездке тщательно и тогда вы, возможно, скажете, что ваш отдых начался, когда вы с малышом еще только были в пути. Друзья удивятся, а вы ответите: «Невероятно, но факт!»

Автор: Bыскрeбeнцeвa Еленa Bиктoрoвнa

Рекомендуем посмотреть:

Отдых с ребенком. Советы родителям

Как отдохнуть на даче летом

Летние игры на пляже для детей

Игры на развитие внимания у дошкольников 5-6 лет

Консультация для родителей «Летний отдых с пользой для ребенка»

Нет комментариев. Ваш будет первым!